Принципы и практики Кокусай Сёриндзирю Каратэдо.
Философия Кокусай Сёриндзирю Каратэдо главным образом происходит из толкования принципов будо Соши Мацуоем, которое родилось за долгий период его исследований и вдохновений.
Три принципа практики Сан-Ику но дзиссэн (San-Iku no jissen) и методы их преподавания являются основой стиля Кокусай Сёриндзирю Каратэдо, они были разработаны Соши Мацуоем.
Стилевое направление, основные идеи о начальном обучении молодых людей, техника- кихонвазда, якусоку кумите и ката Кокусай Сёриндзирю Каратэдо были унаследованы от основателя Дзэн Ниппон Сёриндзирю Каратэдо Рэнсинкан Тамоцу Исаму через Икубо Мотому к Мацуою Юдзи. Тем не менее ката Кокусай Сёриндзирю Каратэдо несколько отличаются от ката Дзэн Ниппон Сёриндзирю Каратэдо Рэнсинкан,которые приподаются в настоящее время.а техники и внутренний смысл ката в значительной мере отличаются от того как они преподаются Дзэн Ниппон Сёриндзирю Каратэдо Рэнсинкан в настоящее время.
Другие техники, как например рэндзоку вадза, оёкумитэ, дзахо, танкенсабаки и работа с оружием были разработаны Соши Мацуоем за длительный период изучения будо и будзюцу.
Три сосавляющих практики. Сан-Ику.
Току-ику
Моральное воспитание.
- Здоровое воспитание подростков и детей
- Сохранение самоконтроля, самодисциплины и стоического духа.
- Стремление к честности, храбрости, изяществу, человечности, воспитанности и хорошим манерам.
Тай-ику
Физический тренинг и воспитание физической культуры.
- Здоровое развитие тела и разума.
- Увеличение физической силы.
- Забота о состоянии собственного здоровья.
Ги-ику
Техническое обучение и тренировки.
- Тактика одиночного поединка,с несколькими противниками и крупного сражения.
- Тайсабаки и унсоку. Техники отражения атаки и уходов.
- Совершенствование в практическом владении техниками.
- Изучение и развитие теории техник.
- Сочетание трех основ каратэ (Кихон, Ката, Кумитэ)
- Использование вращательной силы и оси вращения.
- Принципы ин-ё («инь-ян» света и тени). Понимание и практическое применение.
Методика тренировки.
Методика тренировки в Кокусай Сёриндзирю Каратэдо разделена на три части:
- Кихон кейко
Базовый тренинг
- Ката кейко
Образцы перемещений, формы
- Сотай кейко
Тренировки в паре с противником. Боевой и соревновательный тренинг
Кихон кейко (базовый тренинг) включает все одиночные базовые техники, базовые стойки и перемещения ног. Этот метод тренировки обычно называют Кихон.
В начале практики каратэ самое важное, это базовые стойки и перемещения ног. Таким образом вы укрепляете мышцы бедер и лодыжек и повышаете общую выносливость.
Далее вы изучаете один за одним базовые удары руками, ногами и блоки, используя перемещения ног. В то же время вы учитесь корректировать баланс, дыхание и положение тела. Цель такой тренировки – создать базовую структуру каратэ, так же, как из костей составляют скелет.
На следующем шаге вы учитесь комбинировать базовые атаки и защиты, которые соответственно называются комбинированными техниками. Это очень важная практика. Здесь вы учитесь сочетать техники с плавными переходами одна в другую, так же, как создание мускулатуры на существующий скелет.
Далее вы практикуете якусоку кумитэ и кихон но кообо вадза в парах. (Атакующие и оборонительные базовые парные техники).
Сотай кейко (практика в парах) значит вы тренируетесь друг против друга. Важно помнить, что в этой практике всегда есть оппонент. Следующие моменты необходимо всегда контролировать:
- Дистанция
- Тайминг
- Дыхание
- Кихаку (Мощность движений)
- Дзансин (Поддержание боевого духа,направленный контроль)
- Мэсен – Мэцукэ. (Направление, фиксация взгляда)
- Свободное владение блоками и атаками, резкость и сила
- Микири. Минимальная дистанция, минимальное уклонение тела в сочетании с использованием центральной оси и центробежной силой в технике. “Отдать противнику свою кожу, но взять всё его тело”
Этот практический метод нужно использовать и повторять постоянно, чтобы тело научилось естественно отвечать техникой на различные ситуации.
Рэндзоку вадза (тренировочные,комбинированные техники), ханпуки рэнсю, (одна и та же техника, постоянно повторяемая и практикуемая). Практиковать таким образом важно для сведения к минимуму промежутков между техниками. Например в технике «гяку цуки – сурикоми маэгери» (после удара рукой – перекрёстный шаг с задней ноги и с прямым ударом передней ногой) необходимо отмечать свободу перемещений и закрытую (без открытых мест в обороне) позицию. Практикуя рэндзоку вадза также важно сочетать технический и не травмирующий способ практики. Когда тренировка продолжается долго, ощущение коккю-хо очень важно.
Использование силы (сила = дыхание, выносливость, использование энергии) важно и необходимо понимать, как расходовать энергию тела в различных ситуациях. В комбинаторных техниках энергия должна быть разделена таким образом, чтобы вся сила не использовалась в одной атаке или защите, но была соответственно распределена в процессе всей связки. Приложение физической силы необходимо тренировать,например, на автомобильной покрышке или макиваре. Это хорошая дополнительная практика для развития энергии и силы движений в ката.
Ката должны всегда практиковаться с представлением ситуации и серьезным настроем. Самые важные моменты практики ката следующие:
- Хаппо синган
Контроль,видение,чувсвование окружающего пространства
- Энбусэн
Направление,рисунок движения
- Сисэй
Правильная, красивая стойка, осанка. Выправка
- Кёдзяку
Ритм. Сочетание силы и резкости
- Кимэ
Решительность, сфокусированность, “наполненность” движений, также включает в себя Киай
- Мэсэн и Мэцукэ
Линия, направление взгляда и фиксация его на объектах в пространстве
- Тайсабаки
Перемещения тела
- Унсоку
Перемещения ног
- Риай
Внутренний смысл ката, расшифровка
- Для подросков важнейшими элементами на которые обращается внимание являются: Энбусен, Сисэй, Киай, Рэйги (будо этикет)
Ката практикуются тремя разными способами:
- Базовый метод (кихонгата)
- Жесткий метод (танрэнгата)
- Прикладной метод (оёката)
Начинающие должны тренировать лёгкость и свободу перемещения, базовые стойки и базовые техники (кихонгата)
По мере роста мастерства нужно переходить к более тяжелым методам тренировок (танрэнгата),например когда вы практикуете ката Сэйсан, Пинан Сандан, -Ёндан и - Годан. Когда ката выполняются в стиле танрэнгата, использование силы и энергии должно быть максимальным.
Унсоку-ундо (перемещения ног) включают тайсабаки. Тайсабаки подразделяются на три составляющих:
- Смещение всего тела
- Смещение верхней части тела
- Смещение нижней части тела
Тайсабаки (на основе 12 базовых перемещениях,уход и отражение ) контр техники от различных атак и вариации на их основе.
Даже незначительные перемещения ног вызывают тайсабаки, если происходит поворот тела вокруг своей оси.
Чему учит Кокусай Сёриндзи рю Каратэдо?
• Кихон – Ката – Кумитэ - (Кобудо)
• Сан-ику (ги-ику, тай-ику, току-ику)
• Додзё-кун ( в жизни и в додзё)
• Связь между кобудзюцу и каратэ
• Ин-Ё – теория отношения “света и тени”, “атаки и защиты” (продвинутые тренирующиеся)
Что вы узнаете из ката?
• Перемещения
• Направления
• Использование своих чувств
• Мэсен/Мэцукэ
• Стойка и Дзансин
• Владение техникой
• Понимание смысла техники
• Понимание теории и идеи ката
• ПРОСТО ФОРМЫ НЕ ДОСТАТОЧНО!!
Додзё-кун
• Увеличивать взаимную дружбу, развивать собственный ум, улучшать здоровье, изучать техники. Не для того, чтобы победить соперника, а чтобы победить себя. Обретение этого духа очень важно.
• Развивать сильную волю, выносливость и желание пытаться, и не останавливаться, пока не достигнешь своей цели.
• Развивать чувство собственного достоинства, уверенности в себе, гордости и смелости встретить будущее без страха.
• Развивать чувство единства. Старшие ученики (сэнпаи) помогают младшим (кохаи). Младшие стараются внимательно прислушиваться к советам старших. Смысл этого во взаимопомощи и работе вместе.
• Когда входите в додзё нужно поклониться, очистить свой ум и сконцентрироваться. Быть скромным, поддерживать святость додзё, никогда не терять терпимости и заниматься усердно.
Учитель и ученик, преподавание и обучение.
• Основная обязанность учителя – вдохновить учеников думать самостоятельно.
• Ученик обязан тренироваться старательно. Оба должны уважать отношения “учитель - ученик”
• Учитель обязан знать принципы Кокусай Сёриндзирю Каратэдо
• Учитель также должен знать о преподавании и знать смысл техники и методы обучения.
Техника
• Кихон – стойки, удары руками и ногами. Якусоку кумитэ, рэндзоку вадза, перемещения и использование тела.
• Кумитэ – практика в парах, комбинации техник, перемещения, дистанция и тайминг.
• Ката
• - Кихон но ката
• - Вансу, Анаку
• - Сэйсан
• - Чинто, Годзюсихо, Бассаи, Кусянку
• - Пинан ката
• - Найфанчи ката
Стойки
• Дзэнкуцу дачи 60% / 40%
• Сико дачи 50% / 50%
• Кокуцу дачи 40% / 60%
• Нэкоаси дачи 20% / 80%
• Коса дачи (колени вместе)
• Найфанчи дачи (позиция всадника, ноги в тонусе)
Удары руками и ногами
• Узкая и короткая позиция в любом направлении
• Использование бёдер, центральной оси и центробежной силы, понимание, тайсабаки
• В блоки включены удары (принцип Ин-Ё)
То есть они выполняются в активной,атакующей манере (любой блок можно использовать как удар, атаку)
• Особенности техник с вращением (кайтэн). Также используются для работы с оружием.
• Удары ногами – 60%, руками – 40%
• 19 ударов ногами против 13 ударов руками
• Универсальные ударные и блокирующие техники
Перемещение и контроль своего тела
• Тайсабаки (уходы, 12 в различных направлениях) Контр-техники от различных атак и прикладные техники
• Унсоку, перемещения ног
• Кайтэн, перемещение с вращением, например тэтцуи.
• Микири (минимальный уход телом) + связь с вращением вокруг центральной оси и центробежной силой. “Отдать противнику свою кожу, но получить контроль над всем его телом”
• Перемещение центра и использование тонуса тела. Контроль линии бёдер.
• Тайминг
• Мэцукэ – фиксация взгляда и смена объектов при перемещениях
• Хаппо синган – контроль окружающего пространства
• Дзансин – сохранение боевого духа,направленный контроль, связь с противником
• Мэсэн - направление взгляда
• Контроль дистанции
Кумитэ
• Кумитэ, самооборона в боевой ситуации. Не для соревнований.
• Контроль собственного тела и разума.
• Приспосабливание к движениям оппонента
• Важнейшие факторы – уход от атаки и контратака
• Удары, броски, захваты, выведение из равновесия, клинч и удержания
• Атакующий тренирует реакцию, а защищающийся – контртехнику
• Дистанция, мэсэн, мэцукэ, использование своих чувств, тайминг
• Избегание слабых моментов и поиск их у оппонента
• Способ изучения парных техник. Дзиюкумитэ , оёкумитэ
• Партнёры должны действовать непредсказуемо
• Идеология кумитэ соши Мацуоя
• Кумитэ соши Мацуоя также подходит и для реальной ситуации (схватки), где может быть более одного нападающего и у них может быть оружие. В ситуации, когда трудно предсказать, что произойдёт дальше, и нет никакой защиты.
Для чего тренируют рэндзоку вадза?
- Боевые техники, исполняемые без партнёра.
- Для занимающихся высокого уровня рэндзоку вадза необходимо также учить как парные техники.
- Для понимания рэндзоку вадза крайне важно практиковать их в парах.
- Выполнять серию атак без пауз, “на одном дыхании”.
- Выполнять техники с сильным духом.
Для чего тренируют оёкумитэ?
- Тренировка реакции
- Основная цель в базовой парной технике – подготовка к поединкам в защите (богу) на соревнованиях
- Мэсэн – Мэцукэ
- Дистанция
- Тайминг
- Тайсабаки, унсоку, ирими
- Богу-цуки кумитэ (поединок в защите,доспехах)
Якусоку кумитэ
• В чём идея? Зачем их тренировать?
• Шаг вперед к ката и к парной работе
• Для каждой из 37-и техник также необходимо изучить “зеркальную сторону”
• Основы самообороны
• Уходы и удары
• Тайминг и дистанция
• Также учить слабые места на теле. Кюсё
• Болевые точки
• ХХХХХХХХХХХХ для техник ног
Kата
• Для чего вы практикуете ката?
• Кихонгата
• - Кихон но ката, 4 шт.
• - Пинан ката, 5 шт.
• - Вансу
• - Ананку
• Танрэнгата
• - Найфанчи ката, 3 шт.
• - Сэйсан
• Оёката
• - Чинто
• - Годзюсихо
• - Бассаи
• - Кусянку
Кихонгата
• Базовые ката, основная цель которых развитие тела, позы, позиции, перемещений и базовых техник.
• Кихон но ката
- Чи но ката, Ку но ката, Тэн но ката, Сюто но ката, которые разработал соши Мацуой
- Напоминают Пинан Сёдан, но содержат иную идею.
- Также выполняются с оружием
- Пинан ката
- По одной из версий эти ката были созданы на основе ката Кусянку путём разделения на 5 частей
- Изначально предназначались для студентов университета
- Вансу и Ананку
- Наследованы из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Рэнсинкан Каратэдо
Танрэнгата
• Танрэн – укрепление своего тела
• Мост от кихонгата к оёката
• Включают элементы обоих, кихон и оёката
• Ката развивают тело, скорость и силу
• Найфанчи ката:
• - Произошли из Китая
• - Стойка Найфанчи
• - Перемещения в сторону
• - Быстрый ритм
• Сэйсан
• - Пришло из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Рэнсинкан Каратэдо
• - Самое важное ката для уровня кю в стиле.
Оёката
• Прикладные ката, которые включают в себя более продвинутые техники, такие как замки, броски, атаки в слабые зоны и продвинутые техники, как удары в прыжках
• Наиболее важные элементы – ритм, скорость и дзансин.
• Варианты ката с оружием.
• Включение скрытых техник.
Чинто
• Наследовано из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Рэнсинкан Kаратэдо
• Бой журавля и змеи
Годзюсихо
• Наследовано из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Рэнсинкан Kаратэдо
• Спокойное, но с ощущением силы
Бассаи
• Наследовано из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Каратэдо
• “Ночное ката”
• В кобудзютсу исполняется с сай
Кусянку
• Наследовано из Дзэн Ниппон Сёриндзирю Рэнсинкан Каратэдо
• Последнее ката в стиле
• Требует уровня 4-го дана или выше
Пинан и Найфанчи ката
• Практический способ укрепить свою базовую технику и стойки
• Развитие своего тела
• Стойки и понимание их смысла
• Риай и развитие техник