Тамэсигири

     Тамэсигири (пробное резание) — испытание японских мечей (катана). Клинки испытывали перерубанием соломенных снопов, соломенных матов, бамбука, самурайских шлемов, медных и стальных пластин, при казни преступников, на трупах казненных людей, некоторые нерадивые самураи умудрялись испытывать мечи на нищих. Поговорка: Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца.

     Самым простым, распространенным и доступным было разрубание соломенных снопов. Для этого использовалась рисовая солома, связанная в сноп, которая вымачивалась в воде, надевалась на шест молодого бамбука и закреплялась либо в специальном станке, либо врывалась в землю, либо подвешивалась на веревку. Считается, что перерубание рисового снопа по усилию сродни отрубанию головы: бамбук имитирует шейные позвонки, а сноп - мышцы человеческой шеи.

     Металлические предметы (пластины, шлемы), рубили самые искусные самураи. Шлем закрепляли на специальном обточенном куске дерева и жёстко фиксировали. В Японии разрубание шлемов практиковалось редко. " Этому есть несколько причин. Во-первых, в Японии большинство мечей и шлемов являются бесценным сокровищем, и если кому-то не удастся выполнить чистый удар, повторный тест провести будет невозможно. В то время как удачный удар, безусловно, прославит человека и будет активно обсуждаться, неудачный удар может серьёзно его опозорить. Если такой меч получит выщерблину или сломается, то это испортит его безвозвратно. Шлем также будет испорчен напрасно, и к тому же это может покрыть позором кузнеца, изготовившего меч. И, наконец, повреждение лезвия работы уже скончавшегося кузнеца будет равноценно уничтожению сокровища огромной исторической ценности. По этим и другим причинам большинство мастеров меча даже и не помышляют о выполнении тамэсигири на шлемах." (Отрывок из статьи Тосисиро Обаты «МЕЧИ И ТРАДИЦИЯ» (Aikido Journal, #107, 1996 г.)). Для разрубания пластин делался специальный стенд.

     Семья сегунов Минамото, владело двумя мечами мастера Мондзю: "Хигэгири" (Резчик бороды) и "Хидзамару" (Повелитель коленей). Мечи отличались невероятной остротой и износостойкостью лезвий. Если первым мечом случалось отрубить врагу голову то клинок успевал вдобавок срезать его бороду, а вторым мечом при казни преступника через отрубание головы (это делалось в положении осужденного стоя на коленях вперед согнувшись) настолько легко это осуществлялось, что по инерции постоянно отрубали колени.