Cу Ха Ри

Примечание. Сэнсэй Такамура написал эту статью как часть руководства для инструкторов Синдо Ёсин Рю (Takamura Ha Shindo Yoshin Jujutsu).

     Концепция су-ха-ри в буквальном переводе обозначает освоение ката, отход от ката и отказ от ката. Тренировки в классической Японии всегда преследовали именно эти цели и проходили в рамках именно этого образовательного процесса. Этот уникальный подход к обучению существовал в Японии в течение многих веков и стал средством, которое позволило сохранить многие традиции старых японских знаний, включая такие разные области, как воинские искусства, аранжировку цветов, театр, поэзию, изобразительное искусство, скульптуру и ткачество. И хотя концепция су-ха-ри была настолько успешной, что сохранилась до наших дней, новые подходы к обучению и изучению сейчас изменяют этот старый японский метод передачи знаний. Будут ли традиционные искусства Японии и цели, которые они преследуют, успешно переданы новому поколению, всецело зависит от современных учителей и их мудрости по отношению к сильным и проблемным сторонам, присущим концепции су-ха-ри. В этой статье я расскажу о су-ха-ри и уникальных приложениях этой концепции к славной традиции школы воинских искусств Такамура-ха Синдо Ёсин Рю дзю-дзюцу.

                                                         Сёдэн: начальный уровень обучения.
Су (освоение ката)

     Ката, или форма, является сердцевиной обучения в школах традиционных японских знаний. Это – наиболее наглядное представление знаний школы, воплощенных на первый взгляд в простых концепциях или последовательностях движений. Поскольку освоить ката достаточно просто, часто ошибочно полагают, что ката – наиболее важный аспект в определении способностей ученика или степени его продвижения. В самом деле, если обучать ката правильно, то в них в форме ура, то есть в скрытой форме, действительно содержится подобная информация, но эта информация лежит глубже поверхности (омотэ) обычного наблюдения. Если ученик не посвятит себя всецело овладению мастерством уровня омотэ в ката, он обречен навсегда остаться начинающим, не способным к продвижению к истинным глубинам знаний, которые скрыты от него в форме ура. Для того, чтобы получить настоящий опыт су и овладеть ката, ученик должен подчинить себя и свое эго необходимости овладеть на первый взгляд случайным набором упражнений, которые повторяются снова и снова. Очень часто этот начальный уровень – уровень сёден – имеет целью бросить вызов способности ученика к концентрации и его желанию учиться. Кроме этого, в некоторых жестких традициях целью ката является и создание физического дискомфорта. Преодоление физического дискомфорта в таких типах ката и является первым уровнем тренировки ментально концентрироваться исключительно на одной задаче. В процессе того, как ученик продвигается в изучении различных ката, он начинает сталкиваться с различными проявлениями стрессовых ситуаций или ситуаций, в которых пытаются отвлечь его внимание. По мере усиления этих осложняющих моментов ученик учится реагировать на информацию и стрессы все более эффективным образом. Через какое-то время нервно-мускульные реакции начинают происходить на интуитивном уровне, и на сознательном уровне учеником больше не контролируются. Когда этот уровень ката освоен и выполняется достаточно удовлетворительно, ученик считается достигнувшим первого уровня подготовки. Последующими тренировками ему предстоит освоить более сложные ката, которые станут для него еще более разнообразными испытаниями, но теперь начнет работать уже ментальная методология обучения - и первая цель тренировки ката считается достигнутой.

                                              Трудности обучения на уровне сёдэн.

     На этом уровне ката можно изучать самостоятельно. В конце концов, это просто повторение физических упражнений, которые путем преодоления себя и следования инструкциям позволяют наработать личный опыт. Возможно, это покажется преувеличением, но любой, кто знает базовые ката, может взять учеников для подготовки их на первом уровне обучения. Некоторые ученики способны даже достичь этого уровня по руководствам – например, по книгам. Однако такой подход ставит ученика в опасную ситуацию, особенно при освоении ката, которые нужно выполнять в паре. К большим сложностям приводит отсутствие скрупулезного внимания учителя к правильной внешней форме и должному таймингу. Говоря проще, преподавательские способности инструкторов невысокого уровня страдают от того, что их собственная подготовка сама является достаточно посредственной. Из-за этого они прививают своим ученикам неверные навыки, и позже им приходится переучиваться. Это не только потенциально опасно – это может вообще отбить у ученика желание учиться. Подобное обучение приводило к тому, что многие прекрасные перспективные ученики, получив такой опыт, отказывались от своих занятий и бросали обучение. Тщательное инструктирование даже на самом начальном уровне обучения ката является абсолютно обязательным. Базовые навыки – это ядро правильного выполнения всех действий, и недооценивать их нельзя.

                                                          Чудэн: промежуточный уровень обучения.
«Су» на уровне чудэн.

     На уровне чуден изучение ката включает новый элемент. Этот элемент – применение, или бункай. Ученику показывают более глубокие причины необходимости овладения ката и структуру ката. Также изучается и оценивается сценарий, в котором выполняется ката. Однако это изучение и оценка ограничена чистым выполнением ката без каких-либо вариаций. Только благодаря такому жесткому режиму обучения ката ученику может быть продемонстрирована его применимость на том уровне, который ученик способен постичь. В процессе обучения учитель помогает ученику начать понимать сущность ура – те аспекты, которые скрыты под поверхностью чисто физической формы. Для некоторых учеников это становится откровением, другим начиная с какого-то момента это было уже очевидным. В любом случае учитель должен точно представить базовые концепции на более абстрактном уровне, чем прежде. Это позволяет наметить путь к следующей концепции су-ха-ри.


Ха (отход от ката).

     В традиционной японской концепции су-ха-ри ха – это первый намек на разрешение ученику творчества. Это происходит тогда, когда впервые он выполняет хенка ваза, или вариации. Это называется «отклонением от существующей формы в пределах формы» или «ортодоксальными вариациями, которые придерживаются жесткой формы главного ката». Именно сейчас ученика нацеливают на то, чтобы он отслеживал любую реакцию на неудачное выполнение ката в его чистой форме. В этой ситуации от учителя требуются особенно внимательные наставления, поскольку чрезмерное отклонение от базовой формы приведет к небрежности в выполнении техники или даже к ее полному искажению, а слепое следование жестким рамкам может погубить талант интуитивного понимания того, что лежит под поверхностью. Сейчас целью является стимулирование этого таланта, однако этот опыт творчества должен тщательно регулироваться границами главного ката. Ката должно оставаться узнаваемым как ката. Если ката слишком отклоняется от стандарта, оно перестает быть связанным с исходным и становится другим выражением техники. На этом уровне обучения существенно необходимо избегать такого рода отклонений.

Ха на уровне чудэн.

     Когда ученик обнаруживает границы в пределах главного ката, он начинает видеть, что возможности обучения у него практически бесконечны. Его умения возрастают теперь скачкообразно, чего в прошлом он не испытывал. На этой стадии лучшие ученики впервые демонстрируют свой потенциал. Концепции и формы рю объединяются таким образом, который стимулирует у ученика работу разума. Сейчас он более полно оценивает ката и понимает мудрость техники, которая в них заключена. Поэтому многие учителя считают, что этот период в прогрессе учеников наиболее плодотворен, а результаты труда учителя проявляются в полной мере.

                                             Трудности обучения на уровне чудэн.

     На этом этапе следует твердо придерживаться корневых концепций традиции. Отклонение от концепций, которые определяют данное искусство, позволяет ученику прогрессировать в направлении, которое основателем этого искусства не предусматривается. Для того, чтобы рю продолжало сохранять свою идентичность и свое ядро, нужно держаться строго в границах ката. Выход за определенные пределы на этом этапе может стать гибельным для ученика, а возможности достижения им своего высшего потенциала – скомпрометированными. На этом этапе обучения учителя часто попадают в ловушку, отходя от жестких структур. Они неверно оценивают прогресс ученика и считают, что его уровень понимания – гораздо выше, чем тот, который в действительности достигнут. На этой промежуточной стадии обучения разум ученика и его технические навыки должны подвергаться постоянной проверке. Иногда чрезмерно рьяные ученики пытаются продвинуться слишком далеко и слишком быстро. Этой тенденции следует избегать, иначе она помешает дальнейшему продвижению и обучению.

                                          Дзёдэн: продвинутый уровень тренировок.
Ри (отказ от ката)

     Кое-кто из тех, кто изучает современные воинские искусства, считают, что ката и су-ха-ри слишком ограничивают их и являются чем-то старомодным. На самом деле эта позиция ущербна, поскольку неверно интерпретирует цель ката. Как многие специалисты кабинетного толка, такие люди не получили должной подготовки в ката за пределами уровня дзёден и высказывают суждения о вещах, в которых у них отсутствует квалификация, которая позволила бы им эти вещи понять. Как и многие наблюдатели, у которых нет опыта действительно глубокого изучения, они рассматривают ката как искусство само по себе, а не как сложное средство обучения, лежащее всего лишь на поверхности самой сердцевины концепций изучаемого искусства. Ката «является» искусством – в ущербной интерпретации. Это то же самое, что считать, будто словарь дает полное представление об языке. К сожалению, многие старые традиции воинских искусств в Японии чрезмерным подчеркиванием роли ката невольно способствуют такому искаженному пониманию. Очень часто в таких школах важные корневые элементы и знания были утеряны еще в древности, а то, что осталось – это омотэ, или верхняя оболочка ката. Поскольку в таких школах ничего не осталось, кроме ката, они часто вторично хоронят свои мокуроку (технический арсенал), представляя ката как первичную движущую силу рю. Когда это происходит, школа неизбежно деградирует до состояния упрощенного танца, в котором ура и применения ката становятся второстепенными целями. Эти традиции окончательно мертвы. Они напоминают скелеты, которые тщатся представить, что они – весь человек.

                                                                          «Ри» - что это такое?

     Трудно объяснить, что такое ри, поскольку его не столько изучают, сколько к нему приходят. Это такое исполнение, которое просто приходит после того, как уровни су и ха стали неотрывной частью того, кто их прорабатывал. Это освоение ката в такой степени, когда внешняя оболочка ката перестает существовать. Остается только лежащая под ней истина. Это – форма, в которой форма не осознается. Это интуитивное выполнение техники, такое же эффективное, как и предшествующая ему форма, но абсолютно спонтанное. Техника, у которой отпущены повода ограничений, являющихся следствием процесса сознательного осмысления, действительно становится вадза медитации в движении. Для того, кто достиг ри, наблюдение становится его собственным выражением реальности. Разум становится способным действовать на значительно более высоком уровне, чем было возможно ранее. Случайному наблюдателю кажется, что тот, кто выполняет технику, является почти ясновидящим, способным предвосхитить события и упредить атаку еще до того, как они произошли. В действительности наблюдателя сбивает с толку инерция его собственного мышления. Когда достигнут уровень ри, время между наблюдением и соответствующей реакцией сокращается настолько, что практически не воспринимается. Это – «ки». Это – «мусин». Это – «ю». Это – все это вместе. Это - проявление высшего уровня воинского мастерства. Это то, что в Такамура Рю мы называем «ва».

     Уровень технического исполнения, свойственный ри, лежит выше возможностей многих, изучающих искусство. Большинство людей просто не способны достичь его, этот продвинутый уровень выражения возможностей школы. Однако часто те, кто никогда не достигает этого уровня технического мастерства, становятся превосходными учителями, способными довести ученика до границы мастерства, даже если сами они не могут сделать скачок к интуитивному исполнению – ри. Некоторые наблюдатели не хотят признавать такое ограничение, не дающее всем желающим пропуска в элиту. Подобное мышление кажется мне странным. Таким наблюдателям мне хотелось бы напомнить, что вовсе не все человеческие существа имеют врожденные способности к достижению мастерства в избранной области. Как человеческие существа, мы все наделены определенными талантами и недостатками. Именно эти индивидуальные способности и недостатки делают нас, людей, отличными друг от друга и уникальными созданиями.

     Пытаться отрицать эту правду – это значит пытаться отрицать наличие того, что составляет нашу индивидуальность. Имея это в виду, необходимо быть скромным и помнить, что достижение мастерства в одной области не гарантирует наличия даже среднего уровня способностей в другой. Аналогично этому мастерство технического исполнения вовсе не всегда гарантирует преподавательское мастерство.

                                  Трудности обучения на уровне дзёдэн и выше него.

     Когда ученик стабильно овладел уровнем ри, он осваивает все технические знания, которым сэнсэй может обучить его непосредственно. Процесс наставления и обучения должен теперь измениться. Учитель должен также разрешить изменение характера связи между собой и учеником. С этого момента ученик полностью несет традиции школы и связан кеппон (клятвой на крови), что означает контроль над его эго и признание учеником того факта, что без своего учителя и своей школы он никогда не смог бы реализовать свой ученический потенциал. Он должен твердо знать, что всем тем, чем он владеет, он обязан преданности своего учителя его работе по преподаванию, как его учитель, в свою очередь, обязан своему учителю. Его поведение должно отражать то, что он навечно в долгу перед своей школой и должен быть всегда скромен в присутствии учителя. Точно так же учитель должен позволять ученику проявлять самостоятельность и иметь возможность выражать себя так, как раньше ему не разрешалось. Больше как лидер и как человек, указывающий путь, учитель с радостным сердцем должен стоять рядом со своим учеником. Он тоже должен быть скромным и осознавать свою ответственность перед школой и продолжать жить в соответствии с принципами и стандартами, которым он учил своего ученика. Его задача обучения завершена. Теперь он не отец, а дедушка.

     К сожалению, именно в это время – время, когда учитель больше всего нужен школе – многие не справляются со своей задачей. Вместо того, чтобы демонстрировать уверенность в себе и гордость за свершения своих учеников, они становятся жертвой тщеславия и неуверенности духа. Это связано с тем, что они предполагают, что наступает конец уважения, которое к ним питали ученики – конец, которого в действительности нет. Часто эта проблема проявляет себя в том, что учитель пытается восстановить такую связь между учителем и учеником, которая не дает ученику реализовать свою зрелую позицию руководителя внутри школы. Некоторые учителя воспринимают отклонения от собственного пути как отказ учеников от того, чему их научили. Хотя для того, чтобы ученик достиг более высокого уровня самовыражения в пределах школы, некоторые знания действительно должны быть отвергнуты. Некоторые учителя не хотят признать, что отклонения от их учения на этом уровне являются на самом деле проявлением индивидуальности ученика, его зрелости и уверенности. Эта уверенность - и об этом нельзя забывать – была передана ученику учителем как часть соглашения между учеником и учителем. Учитель должен помнить о своих обязанностях и относиться к ученику как к члену школы. Он должен смирить свое сердце и вспомнить время, когда он сам был учеником. Он должен это сделать для того, чтобы продолжать оставаться эффективным лидером на «Пути».

     Заключение: белое становится черным, а затем снова белым.
     Это – призыв к каждому члену школы знать свои обязанности и регулярно заглядывать в зеркало камидана (домашний алтарь) – в зеркало, которое отражает чистую правду. И смиренно просить ками помогать ему заглянуть в свое собственное сердце и его мотивы критически, услышать тихий голос, который сможет стать предвестником тщеславия и поиска выгоды. Только дорогой правды учитель и ученик могут пройти через процесс су-ха-ри, ответственно выполнить свои обязанности и передать знания и мудрость последователям школы.